Партизанский маркетинг
IV Международная конференция «Партизанский маркетинг» прошла в Нижнем Новгороде
10.10.2017
Вовлеченный, не значит результативный. Кейс “Ростелеком”
12.10.2017

ТОП 10 способов отъема денег у собственника бизнеса

room maid looking through hotel guest's wallet

Узнайте, как увеличить прибыль вашей компании прямо сейчас!

Остап Бендер, знающий массу способов честного отъема денег, здорово пополнил бы свою коллекцию в наши дни. Вот только иногда, в отличие от великого комбинатора, у особо одаренных сотрудников даже нет желания чтить Уголовный кодекс.

В своей практике мы, не всегда сталкиваемся с воровством в прямом смысле слова, хотя оно тоже встречается. Убытки, которые несет компания, вследствие халатного отношения, или неправильных действий сотрудников, также можно отнести к недополученной прибыли собственника предприятия.

Итак, ТОП 10 способов по версии консалтингового агентства «Последний оптимист» (название компаний не разглашаются).

В каждой компании существует 9 необходимых бизнес-процессов, в каждом из которых могут быть выявлены пути утечки ваших финансов. Рассмотрим основные.

  • Реклама. Сеть розничных магазинов 2,5 года выпускала ежемесячную газету в 32 полосы. Работали 8 человек: журналисты, дизайнеры, маркетолог. После нашей диагностики и проверки эффективности газеты, мы выяснили, что ни одного выпуска не вышло в печать. Дело ограничивалось интернет-версией. При этом половина редакторского штата – это мертвые души. Убыток составил более 2 млн рублей.
  • Маркетинг. Маркетолог выбрал неликвидный модельный ряд для производства товара, что привело к затовариванию на складах. Огромные затраты на изготовление при отсутствии возможности обмена, или возврата могли довести до краха всего предприятия. Вовремя проведенный анализ торговой матрицы позволил избежать ущерба более чем 10 млн рублей!
  • Продажи. Торговые представители продавали в точки розничной торговли продукцию конкурентов. Введение плана, фото-отчётности и опции «Тайный покупатель» выявило более 70% недобросовестных менеджеров. Кстати, их «работа» чуть не привела к закрытию производства, так как продажи снижались с каждым месяцем.
  • Производство. На предприятии по изготовлению пельменей персонал готовил себе пельмени в изрядных объемах прямо на производственной линии, для дальнейшей продажи своим и нашим. Причем во время оплачиваемого собственником рабочего дня. При этом, компания выплачивала повышенные бонусы за переработку.
  • Закупка (система снабжения). Организация закупок в выгодных для менеджера, а отнюдь не для вас организациях. Закупки выдуманных товаров. Например, в том же пельменном цехе, снабженцем закупалось сливочное масло по завышенной стоимости. При этом технология приготовления не предполагала добавления этого продукта. Говорят, кашу маслом не испортишь? А вот рентабельность предприятия очень даже испортишь, особенно если при этом ваши деньги утекают как по маслу!
  • Финансы. Руководитель обособленного подразделения преднамеренно раздул структуру филиала. На работе числились «мертвые души» и его родственники, получающие заработную плату из кармана собственника предприятия.
  • Логистика. Это наше любимая тема для детального анализа. Про расход и стоимость бензина писать не будем. А вот про тему ремонта транспорта, закупку запчастей и обслуживания хочется поделиться. 750 000 рублей ежемесячно списывалось на ремонтные работы, а машин в парке всего 16.
  • Сервис (поддержка). Выявляются несуществующие недостатки и предлагаются глобальные методы их устранения. Лично мне технический директор объяснял, что для того чтобы перекинуть прямой спутниковый аппарат связи за соседний стол, нужно штробить невероятное количество метров потолка, закупать и прокладывать дорогостоящий кабель. В итоге все свелось к тому, что переключили коннектор кабеля из одной розетки в другую. И все заработало.
  • Бухгалтерия. Это отдельная песня. Здесь возможно все что угодно. От прямого хищения, или сговора с участниками любого из вышеперечисленных процессов, до тривиальной ошибки при расчете налогообложения. Например, в одной из крупных компаний, бухгалтер, отвечающая за перечисления налогов в определенный фонд, намеренно перечисляла эти деньги на расчетный счет подставной фирмы. Учитывая обороты компании, убыток оказался существенным. И даже открытое впоследствии уголовное дело не помогло вернуть деньги.

И самый, на наш взгляд, интересный пример: сотрудник компании «открыл» филиал финансовой компании в районном центре, от лица компании принимал вклады, заключал договоры и даже выплачивал проценты по вкладам. Это продолжалось примерно 3 года. Общий ущерб более 5 млн рублей. Попался он случайно, закончились деньги на телефоне представителя и один из вкладчиков позвонил в центральный офис.

Кроме всего перечисленного вы можете терять деньги и терпеть убытки из-за саботажа лидеров, нарушения тайм-менеджмента, частых перекуров, чаепитий, нецелесообразного использования служебных ресурсов, либо использования их в личных целях. И это всего лишь видимая, порой исключительно экспертами, часть айсберга.

Кто виноват? В любом случае вся ответственность лежит на собственнике. Стоп, вы реально теряете деньги!

Что делать? Практика показывает, что простое внедрение регламентов (планирования, бюджетирования, отчетности и контроля) сокращает подобные издержки минимум на 20 %.

Прозрачного и доходного вам бизнеса!