Международный бизнес самминт 2017 года
01.09.2017
Недирективный стиль управления в России
05.09.2017

Когда бизнесу нужна «реанимация»?

Узнайте, как увеличить прибыль вашей компании прямо сейчас!

Что такое консалтинг в идеале? Это когда владелец процветающего предприятия вместе с командой консультантов открывает пути для ещё более успешного развития. Однако на практике у бизнесменов зачастую возникают совсем другие запросы. О том, как решаются самые распространённые проблемы российского бизнеса, рассказывает директор компании «LASTOPTIMIST», Сергей Вельтищев.

Справка

Компания  «LASTOPTIMIST» это:

  • 26 лет успешного практического опыта в сфере продаж, маркетинга, рекламы;
  • 4 действующих бизнеса: образовательный, консалтинговый, туристический, риелторский;
  • свыше 500 завершённых консалтинговых проекта за 5 лет;
  • 250 млн рублей,  заработанных клиентами «LASTOPTIMIST» в данных проектах.

Быть или не быть?

В текущем году более 70% запросов наших клиентов касались резкого снижения эффективности бизнеса. При этом внешне ничего катастрофичного с их предприятиями не происходило: производство работает, услуги выполняются, продажи есть, заявки поступают, клиенты не исчезают, обороты не снижаются, а по факту владелец в конце года подсчитывает убытки. Вложенные силы и средства утекают в песок. Возникает дилемма: можно ли вернуть прибыльность бизнеса или лучше его продать? А если хочется сохранить, то как вновь сделать прибыльным? В общем виде проблема напоминает известный эпизод из сказки А.Н. Толстого:

«- … или пациент жив, или он умер. Если он жив — он останется жив или он не останется жив. Если он мертв — его можно оживить или нельзя оживить.

Девочка всплеснула хорошенькими руками:

— Ну, как же мне его лечить, граждане?»

От болевых точек – к точкам роста

Сразу скажу, что абсолютно мёртвый бизнес — это, к счастью, большая редкость. Наш опыт показывает, что в любой компании можно обнаружить от 20 до 40 реальных точек роста, способных повернуть её от кризиса к устойчивому развитию. За всю историю оказания нами консалтинговых услуг было только два случая принятия собственниками отрицательных решений, что связано с объективным влиянием технического прогресса: продукция морально устарела, и выгоднее оказалось сжать производство, сдав площади в аренду.

Для того, чтобы выявить источник проблем, наши специалисты проводят детальную диагностику по четырём направлениям:

  • финансовые показатели,
  • маркетинг и продажи,
  • структура и управление,
  • персонал.
Важно изучить ситуацию в комплексе, работая и с документацией, и путём непосредственного общения с сотрудниками. Нередко решение проблемы лежит на поверхности, но для того, чтобы его увидеть, требуется намётанный взгляд профессионала со стороны. И, как хороший врач не оставит пациента один на один с его диагнозом, так и ответственный консультант не ограничится рекомендациями. Мы являемся компанией полного цикла, то есть, наряду с диагностикой разрабатываем для каждого клиента индивидуальную программу развития, помогаем её внедрить и контролируем результаты. После этого бизнес успешно выписывается из «реанимации» и продолжает самостоятельную жизнь, наращивая обороты и, главное, — стабильно увеличивая прибыль.

История выздоровления

Рассмотрим на конкретном примере, как это работает.

Запрос при обращении:

Компания по производству замороженных продуктов питания в течение двух лет работает в убыток – по миллиону рублей ежемесячно. Бизнес фактически превращается в социальный проект по сохранению рабочих мест. Руководство стоит перед выбором: попытаться исправить ситуацию или закрыть предприятие?

Диагноз:

Путём комплексного обследования предприятия мы обнаружили две главные проблемы:

  1. Низкая эффективность отдела продаж, рассогласование деятельности производственных и коммерческих подразделений;
  2. Перерасход средств предприятия вследствие структурных нарушений. В частности, наличие собственных бухгалтерий в разных подразделениях затрудняло контроль финансовых потоков, а также приводило к избытку обслуживающего персонала.

Лечение:

  1. Совершенствование организационной структуры, создание объединённой бухгалтерии с сокращением численности сотрудников.
  2. Внедрение строгого бюджетирования с ежемесячным анализом финансовых показателей.
  3. Внедрение финансового планирования во всех структурных подразделениях, согласование планов коммерческого и производственного отделов.
  4. Внедрение специально разработанной отчётности руководителей подразделений и менеджеров.
  5. Превращение коммерческого отдела в «Машину продаж», которая будет работать вне зависимости от того, в каком настроении менеджер пришёл на работу и пришёл ли вообще.
  6. Вывод на рынок и продвижение нового продукта с высокими потребительскими качествами и низкой себестоимостью.


Результаты:

  1. Появление внятной, прозрачной и устойчивой системы управления предприятием.
  2. Общее снижение затрат при росте производительности труда всех структурных подразделений.
  3. Увеличение объёмов продаж по клиентам, которые уже были, плюс – появление новых клиентов.
  4. Выход предприятия за три месяца на «нулевую отметку» (с покрытием ранее наработанных убытков)

Прогноз:

Весьма благоприятный. До конца года убыточное предприятие вновь вспомнит, как выглядит чистая прибыль.

Кстати, наше сотрудничество с этим предприятием продолжается. И не только в части внедрения и контроля, но и в плане дальнейшей диагностики. Ведь помимо описанных ключевых моментов есть и другие, менее заметные точки роста, например, расходы на транспортировку, связь, канцтовары и прочее, а также скрытые утечки рабочего времени, выявление «тормозов» и саботажников, — словом, резервов для развития может быть великое множество.

Конечно, лучше не доводить бизнес до реанимации, а обращаться к специалистам при первых же симптомах неблагополучия.  А ещё лучше – работать профилактически. Но это уже тема отдельного разговора.